Реализация ФГОС

       " Формирование информационной компетентности учащихся"
                      Статья учителя начальных классов Растопчиной Е.В.
                                      

http://rusfolder.com/upload/?session=f7f103e7b4f8e5e914108ed486c102db

  11 ноября в школе прошел педагогический совет, на котором шла речь о духовно- нравственном воспитании младших школьников.

                 Выступление учителя начальных классов                     Фомченко Н.А.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

В посланиях Президента России Федеральному собранию РФ было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице отечественной истории…»


Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

Современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, в которых человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа РФ, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой пример нравственного и гражданского личностного поведения.

Так как  ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю свою работу я планирую по следующим направлениям:

·        воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

·        воспитание нравственных качеств и этического сознания;

·        воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

·        воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) 

             В рамках реализации каждого направления мною был сформирован комплекс мероприятий, в том числе через содержание предметов.                              Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека   проходит через месячник оборонно-массовой и военно-пактриотической работы, проходящий в нашей школе в феврале, а так же беседы и классные часы. Так же в прошлом учебном году была организована экскурсия «Цветы у обелиска».

          В 1 четверти этого учебного году мною была организована экскурсия в город Абинск, где мы посетили природные и исторические памятники, находящиеся на территории нашего края. В 2012-2013 учебном году были проведены экскурсии в г.Горячий Ключ, п. Гончарка, дендрарий Куб ГУ. На занятиях кружка «Хочу знать» путем исследований дети изучают законы природы. Так проходит работа по  воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде.

          При воспитании нравственных чувств и этического сознания большое значение для младшего школьника имеет развитие речи. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Поэтому я провожу внеклассные мероприятия, обучающие детей культуре речи. Так же я вела кружок «Путешествие по стране этикета»

         Я считаю, что важным средством воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает мне в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности. [3]

          Убедиться в этом нам помог проведённый в прошлом учебном году классный час на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок, викторина по русским народным сказкам, проведенная 6 ноября.

             В работе с детьми на занятиях кружка «Путешествие по стране этикета» большое внимание уделяю формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения

            Классные часы  «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.

           Очень важным в выстраивании воспитательной системы является работа с родителями.

         Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин. Первая, на мой взгляд, заключается в том, что  на сегодняшний день  родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение.  А вторая - это то, что зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

Поэтому, начиная с первого класса, наши родители принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в классе, а так же в экскурсиях.

               И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник [1]. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика.  Важно  не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

             

Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.


Выступление учителя начальных классов 
                  Растопчиной Е.В. 


Духовно-нравственное воспитание детей в семье

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади

            В последнее время мы очень много говорим о нравственном воспитании, создано множество программ, но мы вынуждены признать, школа без семьи бессильна.
            Огромное значение для воспитания имеет семейный уклад. Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец  - мать – дедушка и бабушка – старшие братья и сестры – я.
           У каждого члена семьи должно быть свое место в этой иерархии. Кстати, в приведенной схеме дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Такое положение дел имеет место в том случае, если старшее поколение уже состарилось и само передало старшинство своим детям. Эта правильная иерархия не должна нарушаться.   Но часто негласной главой семьи является ребенок. В советской педагогике в 50-х годах был объявлен всем нам известный девиз: «Все лучшее - детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми, это психолог задавал родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» - «Конечно, ребенку», - следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевернуты.
           Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.
          К 3-ем годам у ребенка появляется сознание своей личности, и он начинает говорить «я». В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание – это начало воспитания.   С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.   Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду. И конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди. Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами.
        Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение  Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными.
       Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк, для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Нынешний ребенок погружен в детскую среду из своих сверстников, или просто детскую среду, - детский сад, школа, детский лагерь.
       Контакт детей со взрослыми крайне ограничен. А потом не стоит удивляться, почему они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни.
      Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Отец весь день проводит на работе вдали от семьи. Это первый удар по семье. Каким дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету.  Большинство женщин тоже на  работе. В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Где семья? Можно ответить: вечером же все собираются, по выходным тоже все вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером и в выходные? Отдохнуть. А дети часто и в это время сбегают погулять или посидеть у друзей. Каждое поколение растет само по себе.
          Действительно, на ребенка надо смотреть как на маленького взрослого. Принцип же воспитания в наше время можно очень четко сформулировать словами одной современной песенки: «Танцуй, пока молодой». Пока ребенок маленький, ему многое дозволяется. Это приводит к тому, что даже двадцатилетнего дылду мамочки будут продолжать холить и лелеять. А когда вдруг специалисты вспоминают о всеобщем отстаивании детей, то начинают искусственно развивать ребенка. Придумываются различные развивающие программы, игры. А недополучают дети элементарного общего общения со взрослыми, но не детского общения, а взрослого. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, строить башни и куличики, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) – тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых.                 
           Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе. Все зависит от уклада семьи -  надо, чтобы родители были постоянно настроены на то, чтобы воспитать себе помощников.
           В возрасте  4-6 лет  надо начинать  приучать ребенка к труду. Конечно, надо учитывать и способность ребенка. Он действительно еще не способен к длительному и усидчивому кропотливому труду. Но ребенок уже должен знать, что такое труд. У него должны быть определенные обязанности по дому. Если упустить этот возраст, то потом приучать ребенка к труду будет практически бесполезно. Когда ребенок подрастет, его можно и нужно приобщать к правильному планированию своей жизни. Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность, Это может быть – для малышей – обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребенок подрастет, - убирать свою постель, еще позже – вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т.д. Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много – лучше одна, но выполняемая неукоснительно.
            В некоторых семьях на детей полностью возложен уход за домашними животными – будь то рыбки, или кошка, или собака.
           Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами,  которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы – вот, что может наполнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами.
           Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребенок духовно питался из чистых источников. Например, если такие шедевры советской мультипликации, как «Аленький цветочек», «Буратино», «Царевна - лягушка», «Конек - горбунок», снятые в 40-60-х годах, современные добрые и красивые сказки будут окружать ребенка, то мультфильм с драками и мордобоем ребенок явно оценит как плохой и сам не захочет его смотреть.                      
         Когда мы сажаем дерево, то понимаем, что оно не сразу станет мощным и крепким. Пока оно маленькое, его можно легко раздавить, переломить, вырвать из земли или, наконец, искривить, чтобы оно росло криво. Но пройдет лет 10-15, и его уже не переломишь. Так же и душа человеческая. Так что если «закалять» душу и нервную систему ребенка видом  крови и убийства, то на самом деле у него просто огрубеет сердце, и при виде настоящий были она не будет замечена. И если вдруг родителям будут плохо, то сердце их любимого «закаленного» чада будет молчать,  и ни капли жалости или сострадания в этом сердце так и не найдется.
         Если родители непременно хотят иметь телевизор в доме, то надо, с одной стороны, строго ограничить время, когда дети смотрят его, а, с другой стороны, проверять содержание фильмов. Замечено, что дети и сами предпочитают пассивному смотрению телевизора другие интересные занятия, требующие времени, активности, энергии, - когда эти занятия у них есть. Поэтому родителям детей – дошкольников и младшего школьного возраста не стоит жалеть сил на игры с ними.
          Не следует, наверное, в ужасе шарахаться и от компьютера. Здесь могут быть даны те же рекомендации, что и с телевизором: строгое ограничение по времени занятий и разумный подход.
     Современные родители занимаются подготовкой детей к будущей жизни тем, что устраивают его в престижный вуз. Но может быть важнее воспитать скромность, трудолюбивого человека, доброго и любящего семьянина, патриота и гражданина.
 




 

Комментариев нет:

Отправить комментарий